Основной тенденцией 2011 года можно
назвать формирование «фармацевти-ческих кластеров». Этот процесс происходит в
рамках реализации Стратегии развития фармацевтической промышленности на период
до 2020 года. Еще одним значимым событием 2011 года было подписание документов по вступлению России в ВТО.
Фармацевтический рынок России
входит в десятку крупнейших фармацевтических рынков мира. По итогам 2011г
Россия заняла 8 место. Объем фармацевтического рынка России в 2011 году составил
824 млрд. руб. (с НДС) в ценах конечного потребления, что всего на 12% больше
чем показатель 2010г.
Российский фармацевтический рынок
импорто-ориентирован. 76% лекарств в денежном выражении, которые потребляются
населением, производятся за рубежом. Поэтому первые места в рейтинге
производителей занимают иност-ранные компании: SANOFI-AVENTIS, NOVARTIS. На
третьей строчке стоит ФАРМСТАНДАРТ – единственный отечественный производитель в
ТОП-20 ведущий игроков на фармацевтическом рынке России.
Таблица 3 - Доли крупнейших
компаний на российском фармацевтическом рынке.
Важность оптового звена остается очень высокой в связи с географии-ческими
особенностями России. Крупные дистрибьюторы поддерживают мно-гочисленную сеть
филиалов и представительств. Более мелкие оптовики также начинают создавать
разветвленную сеть складов (например, ФК ПУЛЬС, ИМПЕРИЯ-ФАРМА). Лидерами в
дистрибьюторском сегменте по итогам 2011 года являются «СИА Интернейшнл» и «ЦВ
Протек». Их совокупная доля в объеме рынка составляет 33%. Высокими темпами
растут дистрибьюторы Р-ФАРМ, БИОТЭК.
2011 год для аптечных сетей прошел под знаком «оптимизации
бизнеса» в свете нового законодательного и налогового регулирования. Крупнейшей
сделкой года являлась покупка группой компаний А5 и инвестиционным фон-дом Hi
Capital государственной аптечной сети «Мособлфармация». В результа-те по
количеству точек сеть заняла первое место (1370 аптек). По обороту крупнейшими
сетями являлись «36,6», «Ригла», «Имплозия» — их совокупная доля достигала
в 2011г 7,2%. Аптечные сети в 2011 году
активно продолжали развивать направление СТМ (“Private Label”). Второй
тенденцией стал переход существующих точек сетей на формат «дискаунтера».
Коммерческий сегмент рынка России в 2011г демонстрировал высокие показатели роста (+1%). Объем
реализации в 2011г в коммерческом сегменте составил около 468 млрд. руб. (16,0
млрд. дол.). Драйвером роста рынка была инфляция (+5,2%) и переход на более
дорогие препараты. Было реализовано 4,4 млрд. упаковок, что практически
совпадает с показателем 2010 года.
Сегмент «аптечной парафармацевтики» в 2011г полностью не
вернулся на докризисный уровень по показателю роста. Емкость данного сегмента в
2011 году составила 130 млрд. руб., что на 10% выше, чем объем в 2010г.
Несмотря на это, аптеки активно развивают это направление в своих продажах –
так товары под собственной торговой маркой выпускаются в первую очередь по
нелекарственным позициям.
Государственный сектор в 2011г показывал рост на уровне 7%.
Это один из самых стабильных сегментов на фармацевтическом рынке. Так как его
развитие обусловлено бюджетными деньгами. По итогам 2011г на закупку лекарств
для льготных категорий граждан было потрачено 84,7 млрд. руб.
Прирост по отношению к 2010г составил около 4,7%. По итогам
2011г емкость сегмента госпитальных закупок составила 142 млрд. руб., что на 9%
выше, чем показатель 2010г. В натуральном выражении объем закупленных лекарств
составляет около 1 млрд. упаковок, что также выше на 3%, чем по итогам 2010г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий